Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Умственная отсталость - стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Она может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
Моя работа заключается в оказании своевременной помощи детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ, коррекции развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
Содержание моей деятельности направлено на решение следующих задач:
-выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
-определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
-динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения и реальными достижениями, уровнем развития ребёнка;
-проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;
-консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
—сенсорное и сенсомоторное развитие;
—формирование пространственно-временных отношений;
—умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
—нормализация ведущей деятельности возраста;
—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
—готовность к восприятию учебного материала;
—формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.